Безумство храбрых (tigra_irbis) wrote,
Безумство храбрых
tigra_irbis

О высокохудожественном

Меня некоторые аннотации и всякие предисловия к художественным произведениям просто вымораживают.
Более того, я подозреваю, что существует заговор литературоведов, которые специально пишут _такие_ предисловия, чтобы никто этих книг читать не захотел, чтобы они одни только могли наслаждаться прекрасным, будучи избранными.

Вот и намедни... Точнее утром...
Лихрадочно соображала, что бы такое схватить с полки - почитать в дороге, да чтобы формат подходящий (в сумочку, значит, чтоб влезло :)), ибо в КПК книги не загрузила, а час жизни в метро отдать просто так в никуда - не можу я.
И муж такой говорит мне:
- А ты Кафку "Замок" возьми.

Давно я к Кафке приглядывалась, но все никак не могла себя уговорить - даже школа с литературным уклоном и углубленное изучение лит-ры в ВУЗе не привили мне любви к Кафке. Хотя и ненависти тоже не привили. Просто руки не доходили. А тут думаю - надо приобщиться к шедеврам 20 века, я ж блять интеллигентный человек, в конце концов. 
Взяла. Открыла. Читаю аннотацию.

"Роман Ф. Кафки "Замок" признан одной из главных книг ХХ столетия. Сюжетный рисунок романа чрезвычайно прост и одновременно предельно сложен вследствие свой параболичности, притчеобразности, символической многозначности".

Параболичности, понимаете? Не, вы правда понимаете? Вот именно...
Ладно, думаю, это еще не повод ждать худшего. Все-таки литературоведы не дураки и дальше они смилостивятся и мне все объяснят в предисловии, почему же это одна из лучших книг века.

В метро открываю предисловие. Читаю.
"Перед нами произведение, в котором традиционные категории осмысленного мира, мира структурированного, моноцентрического, однодоминантного полностью сняты, элиминированы... Кто-то из исследователей применил к "Замку" понятие "бессодержательной трансцедентности"; продолжая эту мысль, мы можем символизм романа связать со способами предельной абстрактизации символики в искусстве 1910-х гг. ...Используя способы "отстраненного" видения предметов, персонажей и ситуаций, Кафка добивается предельного трансцендирования смыслов, привычно связанных с ними, их перенесения в сферу чувственного постижения, открытую произволу читательского толкования".

"Кафка добивается..." Я когда пришла в себя по окончании этого чтения, то в который раз задалась вопросом: они правда уверены, что Кафка "добивается", что Пушкин "имел в виду", что Мандельштам "хотел тем самым сказать"... А может, авторы писали все без вот этих трансцендентных выгибонов - так, как умели и хотели, а потом уже ученые мужи придумали то, что авторы якобы имели в виду... Ну надо же о чем-то диссертации писать, в самом деле.

Вам так никогда не казалось? что излишне сложно иногда пытаются объяснить то, что на самом деле проще и гениальнее в своей простоте.

А "Замок" удивил меня прекрасным легким слогом, который так не сочетается с этим тяжеловесным предисловием.


Tags: книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments